Версия для слабовидящих

Информационная карта


Информационная карта инновационного опыта

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка – «Детский сад №132» города Барнаула

I. Данные об образовательном учреждении

Параметры

информации

Содержание информации

1.1.

Муниципалитет, в котором находится образовательное учреждение

город Барнаул, Алтайский край

1.2.

Полное наименование образовательного учреждения

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад №132»

1.3.

Вид образовательного учреждения

центр развития ребенка

приоритетное направление – художественно-эстетическое развитие дошкольников

1.4.

Тип образовательного учреждения

дошкольное образовательное учреждение

1.5.

Ф.И.О. руководителя учреждения

Приходько Вера Александровна

1.6.

Количество учащихся

140 детей в возрасте 2-7 лет

1.7.

Адрес образовательного учреждения с почтовым индексом

656906 город Барнаул, ул. Белинского, 7

1.8.

Телефон / факс

8-(38-52)-67-65-32

8-(38-52)-68-74-79

1.9.

E-mail

mdou-crr-132@mail.ru

1.10.

Web-site

мдоу-елочка.рф

1.11.

Фамилия, имя, отчество контактного лица по вопросам инновационной деятельности в образовательном учреждении

Прокушина Ольга Леонидовна

1.12.

Должность контактного лица

старший воспитатель

1.13.

Телефон / факс контактного лица

8-(38-52)-67-65-32

8-(38-52)-68-74-79

1.14.

E-mail контактного лица

mdou-crr-132@mail.ru

olqapro@mail.ru

II. Сущностные характеристики представляемого

инновационного опыта

Параметры информации

Содержание информации

2.1.

Тема инновации (формулировка названия нововведения (инновации), наиболее точно описывающая представляемый инновационный опыт (ИО)

Полихудожественный подход в развитии дошкольников, интеграция и соорганизациядеятельностив едином образовательном пространстве ДОУ.

2.2.

Зона обновления (какие условия и характеристики деятельности вводит новшество?)

Условия для формирования полихудожественных компетенций участников образовательного процесса:

- научно-методическое обеспечение образовательного процесса средствами сотрудничества кафедры АКИПКРО и ДОУ;

- интерактивное, эстетизированное развивающее пространство;

- наличие специалистов высокого профессионального уровня (педагог дополнительногообразования, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, педагог-психолог, учитель-логопед);

- система организации образовательного процесса на основе интегративного подхода, культивируемого в ФГТ;

- предоставление дополнительных образовательных услуг художественно-эстетической направленности (вокальная, театральная, хореографическая студии, группы ЛФК и спортивной гимнастики);

- диссеминация опыта работы ДОУ в данном направлении.

2.3.

Характер нововведения (каким образом, за счет каких действий это новшество вводится в образовательную, управленческую практику?)

1. Функционирование деятельности творческой группы ДОУ:

- разработка положения, рациональное распределение функций и времени выполнения;

- проектирование деятельности каждого специалиста (мастер-классы, открытые интегрированные мероприятия, семинары практической ориентации, интерактивное консультирование).

2. Транслирование опыта работы учреждения в данном направлении:

- осуществление образовательной деятельности с детьми в ракурсе интегративной деятельности с учетом ФГТ;

- привлечение родителей к активным партнёрским отношениям средствами традиций ДОУ (проекты, совместные встречи, детско-взрослые конференции, творческие конкурсы и др.)

- участие в конкурсах детского творчества и педагогических инициатив различного уровня;

- презентация итогов и результатов деятельности на городских, краевых семинарах, конференциях, методических объединениях;

- печатные издания, публикации в СМИ.

2.4.

Цели и ожидаемые результаты нововведений (что и как должно измениться: в системе управления, педагогической деятельности, в школе в целом, в результатах жизнедеятельности ОУ?)

1. Создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетентностей управленческими и педагогическими кадрами системы дошкольного образования в области развития творческих, интеллектуальных способностей детей, поддержки детской инициативы.

- Распространение инновационных педагогических практик, грамотно проектирующих и реализующих ФГТ дошкольного образования, направленных на выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

- Совершенствование профессиональной компетенции руководителей и педагогов ДОУ посредством включения их в практические, активные формы сотрудничества.

- Объединение и методическая поддержка педагогов и специалистов, имеющих инновационный образовательный потенциал в области развития творческих способностей и одаренности дошкольников.

- Создание условий для взаимодействия детей, родителей и воспитателей ДОУ (в том числе, с помощью ИКТ) для успешного развития дошкольников.

-Создание электронного информационного банка научно-практических и методических материалов, обобщающих современные педагогические практики и технологии по выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей детей дошкольного возраста.

- Программно – методическая поддержка педагогов и родителей по повышению их компетентности в области стимулирования социально-личностного, интеллектуального, художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

- Появление возможности для андрагогического образования, т.е. переобучения или обучения сотрудников новым профессиям, технологиям, методикам.

2.5.

Субъекты разработки и реализации данного нововведения (кто в школе отвечает за данное нововведение и кто участвует в этой работе?)

Заведующий ДОУ, руководитель творческий группы (старший воспитатель), педагоги, специалисты ДОУ (10 педагогов, 8 специалистов)

2.6.

Новизна представляемого ИУО (что нового появилось по отношению к уже имеющемуся опыту управления?)

Современная система работы по формированию полихудожественых компетенций участников образовательного процесса:

- единое открытое образовательное пространство: детский сад – семья;

- интерактивная развивающая среда;

- перспективно-календарное планирование образовательного процесса с учетом ФГТ;

- образовательный процесс на основе интеграции образовательных областей;

- локальный мониторинг в рамках приоритетного направления;

- высокий образовательный ценз кадрового состава (не только педагогического!);

- программа стимулирования мотивации творческого саморазвития педагогов.

2.7.

Практическая значимость представляемого ИУО (что ИУО школы дает для развития практики системы внутришкольного управления, образовательного учреждения и системы образования в целом?)

Реализация инновации в условиях психолого-педагогического сопровождения позволит выстроить систему взаимодействий всех субъектов образовательного процесса и создать условия для максимально полного удовлетворения потребностей семьи.

Наличие разработанных эффективных моделей активного сотрудничества сети образовательных учреждений города по формированию единого пространства художественно-эстетического образования, построенного на принципах модернизации содержания и реализации интерактивных развивающих технологий, для отработки механизма трансляции перспективных моделей развития художественно-эстетического образования в массовую практику.

2.8.

Результаты внедрения/освоения инновации и перспективы продолжения работы в данном направлении (характер и результативность произошедших изменений в целом)

- Конкурентоспособность ДОУ.

- Статус ДОУ на уровне город, края.

- Инновационные проекты, удостоенные Дипломов, золотых медалей всероссийских конкурсов (Большая золотая медаль международной ярмарки УЧСИБ – 2009, 3 золотые медали всероссийских конкурсов «Росточек: мир спасут дети», «Призвание – воспитатель»).

- Итоговый этап программы развития ДОУ.

- Образовательная программа ДОУ.

- Рабочая программа авторского коллектива ДОУ «Радужный мир искусства» и сборник методических рекомендаций – 2007 год издания.

ПЕРСПЕКТИВЫ

- Участие ДОУ, педагогов специалистов в мероприятиях и конкурсах на уровне города, края, РФ.

- Переиздание обновленного вариантапрограммы «Радужный мир искусства в ракурсе ФГТ» - 2013 год.

- Подготовка к изданию сборников методических рекомендаций к программе по каждому возрасту.

- Расширение сферы сотрудничества ДОУ с социальными институтами детства по средствам интернет общения.

- Диссеминация опыта работы ДОУ для всех категорий слушателей.

2.9.

Условия эффективности, риски, возможные ограничения в использовании ИО в других ОУ

УСЛОВИЯ:

Наличие:

- научного руководства в лице специалистов кафедры дошкольного образования АКИПКРО;

- специалистов в ДОУ, способных диссеминировать опыт работы учреждения;

- методического обеспечения программы (дидактические пособия, методические материалы, литературные сборники, сборники интегрированных занятий и др.).

- условий для приема стажеров (специальные помещения: музыкальный зал, изостудия, спортивный зал, интерактивное оборудование)

РИСКИ:

- Отсутствие специалистов, способных реализовать инновационные процессы.

- Увеличение объема образовательной нагрузки на педагога, необходимость оплаты ресурса.

- Необходимость дополнительного обучения педагогов и специалистов в рамках реализации программы.

2.10.

Продукты, отражающие представляемый ИО и позволяющие обеспечить его распространение (ресурсный пакет)

- Пакет локальных документов

- Инновационные образовательные проекты

- Программы (развития, образовательная, рабочие)

- Методическое обеспечение:

  • программы «Детство»(дидактические и методические пособия по основным образовательным областям),
  • программы «Радужный мир искусства» (методические рекомендации по каждому возрасту, литературные сборники к программе, культурологическое оснащение: репродукции, слайд-презентации и др.),
  • используемых парциальных программ.

- Фото, - видео, - медиотеки, отражающие приоритетное направление деятельности ДОУ.

2.11.

Возможные формы организации стажерских практик

  1. Активные формы сотрудничества:

- SWOT – анализ;

- «Открытое образовательное пространство»;

- Кейс – технология;

- Деловая игра;

- Мозговой штурм.

2. Мероприятия практико-ориентированной направленности с использованием ИКТ:

- семинары;

- мастер-классы;

- тренинги.

3. Открытые просмотры организации интегрированной деятельности участников образовательного процесса.

III. Описание представляемого инновационного опыта

В 1998 году педагогами и специалистамидошкольного учреждения было принято решение разработать программу по художественно-эстетическому развитию дошкольников на основе интеграции видов искусств и создать для детей детского сада «Радужный мир искусства».

Проблемно-ориентированный анализ позволил выявить проблемы и определитьпути решения.

Среди проблем: несогласованность отдельных видов детской деятельности художественно-эстетической направленности, отсутствие скоординированной деятельности педагогов, специалистов и родителей в едином образовательном пространстве, недостаточный уровень профессиональных компетенций у педагогов, не всегда используется потенциал игровой ведущей деятельности в построении образовательного процесса и не современность предметно-развивающей среды. Для творческого, сплоченного и готового на всяческие нововведения коллектива, на первый взгляд, это показалось сущим пустяком.

Научное сопровождение было оказано кафедрой дошкольного образования АКИПКРО, под непосредственным руководством Валентины Евгеньевны Морозовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры. Совместно с научным руководителем был разработан стратегический план по повышению профессиональной компетентности педагогов и специалистов, структура мониторинга отслеживания результатов благодаря которым удалось осуществить эксперимент по полихудожественному подходу в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. В 1997 году получен статус районной экспериментальной площадки, а в 2000 году городской, спроектирована деятельность по реализации эксперимента.

Проведена большая работа по модернизации предметного пространства: переносились стены, менялось функциональное назначение помещений, подбирались обои современного дизайна, морально устаревшая мебель менялась на современную многофункциональную.

Проблема несогласованности различных видов детской деятельности была решена практическим подбором к единой теме литературных и музыкальных произведений, хореографических композиций и пластических этюдов, театральных миниатюр и картин великих художников. В педагогический лексикон прочно вошло понятие ИНТЕГРАЦИЯ.

Именно принцип интеграции и помог скоординировать деятельность всех педагогов учреждения. Каждый четко понимал свою роль, проектировал свою деятельность так, чтобы она гармонично сочеталась со всеми другими.

Совместно с кафедрой дошкольного образования проводились педагогические и психологические тренинги, знакомство с новыми технологиями, при помощи которых формировалось современное педагогическое мышление.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитатели групп взяли на себя самый огромный экспериментальный пласт: проведение предварительной работы, соответствующей теме. Дети, получившие необходимый багаж знаний и наполненные позитивными впечатлениями могли легко реализовать себя в различных областях искусства: рисовали «шедевры», сочиняли песни и музыку, придумывали театральные этюды, фантазировали. Мобильность и творческий потенциал коллектива позволили гармонично внедрить в образовательный процесс интегрированные занятия. Такие занятия разрабатывались и проводились 2 раза в месяц, их предназначение определилось как итоговое. Для подготовки такого занятия собиралась творческая группа, тщательно продумывался каждый этап, определялись нити взаимодействия, прорабатывались методы и приемы сотрудничества с детьми.

Сегодня родители и педагоги с уверенностью говорят, что глубокий эстетический след в душе дошкольников оставляют такие занятия как: «Мудрость и прелесть Щелкунчика», «Звуки и краски лебединого озера», «Крещендо в листьях клена», «В гостях у хозяйки медной горы» и др.

Инновационные процессы как неведомая сила продвигали коллектив дошкольного учреждения вперед, так появилась традиция проведения зрелищных и познавательных для детей шоу-программ.Каждый год детский сад в поиске актуального, а главное интересного литературного материла для подготовки и проведения шоу-программы. Уже были и «Алиса в Зазеркалье» Л.Кэррола, и «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова, и «Маленький принц» А.С. Экзюпери, и Мэри Поппинс и даже «Синяя птица» М.Метерлинка. Технология подготовки и проведения таких шоу-программ является авторской изюминкой детского сада, прочной традицией, родившейся поистине не случайно.

Для того чтобы узнать тайну счастливого детства педагоги внимательно приглядываются к современному дошкольнику. И вот появляются интересные проекты, занятия нового содержания и построения, применяются инновационные технологии, креативные художественно-творческие и музыкальные техники, которые гармонично вписываются в программу «Радужный мир искусства». А, главное, что мы всегда помним о том, что главный вид детской деятельности – игра. Современному ребенку необходимы другие подходы, да игровое содержание тоже изменилось. Для того, чтобы незаметно для ребенка начать образовательную деятельность используются специальные приемы: неожиданное известие, трудноразрешимая проблема, внезапно возникшее событие, новый предмет, интересная ситуация и другое.

Детский сад победитель многих конкурсов и участник множества фестивалей. В арсенале достижений Большая золотая медаль международной ярмарки УЧСИБ-2008, две золотые медали всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети», золотая медаль всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель» и еще очень много дипломов, грамот и благодарственных писем.

В дошкольном учреждении создана система работы по полхудожественному развитию дошкольников, издана программа «Радужный мир искусства». Мониторинговые исследования показывают ежегодный стабильный рост полихудожественных компетенций участников образовательного процесса: дети – 117-20%, родители – 10-12%, педагоги – 15.-18%.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Дальнейшее плодотворное сотрудничество в деятельности краевого сетевого сообщества «Расти счастливым», активное участие в инновационных процессах, реализуемых в рамках опытно-экспериментальной деятельности в проекте«Сопровождение процесса профессионального развития педагогов ДОУ Алтайского края в условиях реализации сетевого проекта «Расти счастливым»под руководством Т.Д. Пашкевич, доцента кафедры дошкольного образования АКИПКРО.

На данном этапе творческий коллектив обновляет программу «Радужный мир искусства». В обновленной программе появится календарно-перспективное планирование, креативные изобразительные и музыкальные техники, пополнится литературный раздел, гармонично впишется региональный компонент. Обновленная программа «Радужный мир искусства» представляет собой практический инструмент, универсальный помощник педагогам в современном образовательном пространстве.

Как грамотны и дальновидны те люди, которые начинали этот эксперимент в далекие 90-е годы, когда о федеральных государственных требованиях, где культивируется принцип интеграции, еще никто не мог даже предположить. Педагогам, прошедшим уже этот сложный путь не представляет никаких сложностей разработать и издать программу, в которой и содержание, и формы, и технологии, и подходы соответствуют современности дошкольников.

В дошкольном учреждении рады каждому, кому интересен опыт нашей работы и для кого практика знакома не понаслышке. Ежегодно около 300 слушателей курсов АКИПКРО и АНОО «Дома учителя» видят достижения наших детей и педагогов, удивляются созданным условиям.

Более 70% дошкольников уходят от нас в музыкальные школы и школы искусств, танцевальные коллективы города и другие студии и кружки, показывая высокий уровень полихудожественных компетенций. Они не просто дети, они таланты, способные играючи создавать «шедевры».

Заведующий МБДОУ ЦРР –

«Детский сад №132» ____________/ В.А. Приходько

Заместитель председателя комитета

по образованию города Барнаула _____________/ Л.С. Терновая

«21»декабря2012 год

© 2017 МБДОУ ЦРР – «Детский сад №132»
Контактная информация

Адрес: Россия, Барнаул улица Белинского, 7

Телефон: 8 (3852) 67-65-32