Версия для слабовидящих

Рекомендации логопеда


  • Учитель-логопед, Захарова Юлия Александровна


Коррекционно-логопедическая помощь  дошкольникам (дислалия, задержка интеллектуального и речевого развития, алалия, дизартрия, заикание и другие нарушения).


В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). В дошкольном возрасте ребенок пачинает овладевать величайшим достоянием человечества — речью.

Овладение речью как средством общения, проходит три основных этапа. На довербальном этапе ребенок не понимает речи окружающих взрослых, однако, условия, обеспечивающие овладение речью в последующем, складываются именно здесь. На втором этапе - этапе возникновения речи - ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова. На этапе развития речевого общения происходит овладение разными способами общения с окружающими. Речь ребенка, на первый взгляд, развивается спонтанно. Однако, существуют закономерности речевого развития детей в разные возрастные периоды.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в задержке речевого развития, нарушении произношения, фонематического слуха, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, общее недоразвитие речи, заикание, ринолалия и различного типа дизартрии.

Признаки благополучного развития речи у ребенка:
  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок).
  • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми. Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.
  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников. 

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.



Зачем логопед задаёт домашние задания?


Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою сказали:
- Что за наказанье!


Выполнение письменных рекомендаций учителя-логопеда способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Рекомендации выполняются в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует дошкольника и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?

Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели группы во время проведения культурных практик, во второй половине дня, а также вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.

Задания включают в себя основные разделы:

  1. Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
  2. Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.
  3. Серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний. 
  4. Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных предложений; это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки, заучивание подобранных для ребёнка стихов. 
  5. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами. 

«Правила занятий с ребёнком дома»
  • Занимайтесь с ребёнком дома ежедневно.
  • Занятия следует проводить в спокойной доброжелательной обстановке.
  • Время проведения занятий 10-15 минут.
  • Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение.
  • Артикуляционные упражнения выполняйте перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
  • Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
  • Следите за аккуратностью выполнения заданий.
  • Выполняйте только то, что требуется в задании.



10 советов логопеда, как помочь ребенку заговорить!


  1. Поощряйте ребенка всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
    Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.
  2. Используйте короткие слова, простые и понятные!
    Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?» Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!
  3. Не говорите слишком быстро!
    Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.
  4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!
    «Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».
  5. Читайте ребёнку книги!
    Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками.  Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
  6. Ограничивайте просмотр телевизора!
    Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружится, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша!
  7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!
    Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же способствуют развитию фонематического восприятия. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.
  8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!
    Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.
  9. Развивайте мелкую моторику!
    О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!
  10. Исключите любые чрезмерные требования!
    Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми. Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

© 2017 МБДОУ ЦРР – «Детский сад №132»
Контактная информация

Адрес: Россия, Барнаул улица Белинского, 7

Телефон: 8 (3852) 67-65-32